Loading color scheme

Как найти и устранить неисправность в системе зажигания ДВС?

Назначение системы зажигания заключается в воспламенении горючей смеси в цилиндрах инжекторного и карбюраторного силовых агрегатов в соответствии с требуемым порядком работы. Для обеспечения бесперебойного воспламенения смеси к свечам зажигания подводится ток высокого напряжения (около 12000-16000 В). Высокое напряжение необходимо для создания между электродами свечей такой энергии искрового заряда, которая обеспечит надежное прохождение такта «рабочий ход» как во время запуска мотора, так и на всех режимах его дальнейшей работы. Эта энергия обычно колеблется в пределах от 20 млн. до 100 млн. Дж.

Из-за неисправностей системы зажигания двигатель может просто не запуститься или функционировать с перебоями (только во время работы на холостом ходу либо на всех режимах). Если мотор не развивает свою мощность, то это также может быть сигналом неисправности в системе зажигания. Зачастую причиной неустойчивой работы ДВС на холостом ходу оказывается чересчур большой зазор между электродами, а также неверная установка момента зажигания. Нестабильная работа двигателя на всех режимах может быть следствием повреждения либо плохого соединения высоковольтных проводов, неисправности или замасливания свечей, выхода из строя крышки распределителя, коммутатора или бегунка. Неисправность распределителя зажигания – одна из причин неустойчивого функционирования силового агрегата на высоких оборотах. Причина слишком малой развиваемой мощности может крыться в неисправности распределителя зажигания, коммутатора. Кроме того, мотор не развивает свою максимальную мощность, когда неверно установлен момент зажигания.

Следует помнить, что при работе коммутатора происходит выделение достаточно большого количества тепла. При выполнении технического обслуживания и ремонта приборов системы зажигания нужно соблюдать ряд правил, направленных на недопущение получения травм и поломки электронных устройств системы зажигания. Во время работы ДВС нельзя касаться руками катушки, коммутатора, высоковольтных проводов и т.п. Не проводите проверку работоспособности «на искру», держа при этом в руках провод, находящийся под высоким напряжением, или наконечник свечи. Для осуществления такой проверки лучше использовать специальный разрядник с зазором между электродами, составляющим пять-семь миллиметров. Зазор, превышающий 10 миллиметров, может стать поводом к выходу из строя электронных устройств системы зажигания. На роль такого разрядника отлично подойдут старые, но функционирующие свечи.

Ни в коем случае не прокладывайте провода высокого и низкого напряжения в одном жгуте. Не отключайте провода от аккумулятора при включенном зажигании, так как такое необдуманное действие может вывести из строя электронные устройства системы. Кроме того, при включенном зажигании нельзя отсоединять от коммутатора колодку с проводами. Обязательно проверяйте, насколько хорошо затянуты винты крепления коммутатора, потому что именно они соединяют его с «массой». Процедуры отсоединения и подключения высоковольтных проводов можно проводить лишь при выключенном зажигании.

Итак, если после поворота ключа зажигания силовой агрегат вашего автомобиля не запустился, то подождите около тридцати секунд, выключив зажигание. Далее попробуйте завести мотор снова. Если даже после трех попыток двигатель «не хочет» работать, то сначала необходимо убедиться в исправности свечей и правильности установки зажигания. В случае отсутствия таких неисправностей нужно провести проверку всей системы зажигания. Начать надо с цепи электрического тока высокого напряжения. Лучше всего идти «от простого к сложному», то есть, сперва проверить крышку распределителя, затем убедиться в исправности ротора, высоковольтных проводов и катушки зажигания. В оптимальном варианте данный поиск должен проводить человек, который хотя бы чуть-чуть разбирается в устройстве автомобиля. Если вы не нашли неисправности в цепи тока высокого напряжения, то начинайте проверять цепь тока низкого напряжения. Убедитесь в отсутствии замыкания «на массу» и надежности контактов на зажимах.

Для проверки подачи напряжения на свечи нужно вынуть провод из центрального гнезда, расположенного на крышке распределителя, а затем подключить его к разряднику. Далее покрутите несколько секунд стартер. В это время между электродами разрядника должна быть видна искра. В случае отсутствия искры можно сделать вывод, что ток высокого напряжения на свечи не подается. Если во время работы стартера искра периодически проскакивает, то точно так же нужно проверить каждую свечу. Если искра отсутствует на одной из свечей, то необходимо просто поменять ее провод. Если искра имеется на всех проводах, а проблемы с запуском двигателя присутствуют, то следует заменить свечи.

Если ни на одной из свечей искры нет, то причина может быть в поломке резистора бегунка распределителя. В таком случае следует поменять бегунок. Проверку его работоспособности провести без особого труда. Для этого вам понадобиться омметр. Нормальное сопротивление резистора должно быть порядка 0,9-1,1 кОм. При сопротивлении, отличающемся от указанного, бегунок нуждается в замене. Если после этого мотор не заводится, то придется установить новую крышку распределителя зажигания. Если напряжение не идет на свечи даже после проведения этих манипуляций, то последовательно проведите замену катушки, коммутатора и распределителя зажигания.

В случае неустойчивой работы силового агрегата после очередного запуска обязательно проверьте, в каком состоянии находятся высоковольтные провода. В темноте можно обнаружить места повреждения изоляции не только проводов, но и крышки распределителя. Просто запустите мотор, а затем проведите осмотр подкапотного пространства. В месте с поврежденной изоляцией станет заметно характерное свечение. Для поиска неисправной свечи нужно при выключенном зажигании поочередно отсоединять провод от каждой из них, запуская двигатель после каждой манипуляции. Увеличившиеся перебои в работе силового агрегата будут свидетельством исправности свечи. Если после отсоединения провода характер вибраций двигателя останется прежним, то неисправность кроется именно в этой свече или в проводе, который к ней ведет.

Для проверки крышки распределителя ее нужно снять и осмотреть изнутри и снаружи. Наличие нитеобразных следов копоти и трещин на крышке свидетельствует о том, что изоляция пробита. Следовательно, крышка нуждается в замене. При загрязнении центрального или боковых гнезд их нужно зачистить наждаком. Срочная замена нужна изношенному скользящему графитовому контакту, который обычно называют угольком. Он расположен изнутри крышки. Проверьте, легко ли уголек перемещается по направляющей, исправна ли его пружина. Стоит упомянуть, что новый уголек можно сделать самостоятельно, используя стержень цилиндрической батарейки (например, от обычного карманного фонарика). Для этого его нужно просто обточить до требуемых размеров.

Ненадлежащая установка высоковольтных проводов или распределителя зажигания часто сопровождается хлопками в глушителе и «чиханием» внутри карбюратора (разумеется, если двигатель вообще запустится). Если крышка неисправна, случается, что искра между электродами проскакивает, однако мотор все равно не работает. Это происходит из-за того, что моменты возникновения искр не соответствуют порядку работы цилиндров. При движении транспортного средства у высоковольтных проводов, которые плохо закреплены, достаточно быстро нарушается изоляция. Кроме того, повреждение изоляции проводов часто становится следствием попадания на них частиц масла и бензина, капель горячей воды или электролита. Далеко не последнее место в этом списке занимают механические повреждения.

Во время осмотра и технического обслуживания машины всегда проверяйте состояние изоляции проводов, а также надежность их соединений. Идеальным вариантом можно назвать только чистые, гибкие и прочно закрепленные провода, на которых нет следов грязи, повреждения и воздействия коррозии. Влажную оплетку следует протереть ветошью. Если на изоляции возникли небольшие трещины, то поврежденные места необходимо обмотать изолентой, а лучше – заменить.