Loading color scheme

Автомобильный катализатор.Что и для чего

Человечество пытается бороться за сохранение экологического равновесия. Не всегда успешно. В каждом государстве существует ряд законов призваных на защиту окружающей среды. Подчиняясь этим указам, предприятия и производители принимают комплексы мер по соблюдению и исполнению всех предписаний. Автомобильное производство не является исключением. Но сейчас речь пойдёт не о нанесении вреда природе при изготовлении автомобиля.

Львиную долю загрязнений воздуха составляют продукты выхлопа двигателя. Понятно, что инженеры ведущих предприятий давно озабочены этой проблемой. В середине 70-х годов прошлого века иностранные, как водится, конструкторы (но возможно с не иностранными корнями), явили свету изобретение. В просторечии зовётся катализатором. А вообще, каталитический нейтрализатор. О как. Сутью оного является преобразование (конвертация) и нейтрализация вредных продуктов выхлопа автомобиля. Проще говоря, эта штука встроена в выхлопную систему авто и снижает токсичность выделяемых газов посредством химической реакции. Для успешного протекания реакции, преобразования плохого выхлопа в более или менее приемлемый, в приборе используются вещества ускоряющие процесс. Всё это происходит под воздействием тепла, выделяемого двигателем автомобиля. В автомобильном катализаторе имеется решетчатая конструкция, изготовленная из керамики или из фольги. Сверху эта решетка или соты покрыта иридием, палладием, платиной. А точнее сплавами подобных металлов, являющихся редкозёмными. Отсюда и дороговизна этой железяки. Всё чаще серьёзные производители добавляют в состав покрытия и золото. Оно дешевле, но процессу не вредит. Так вот. Всё, что не догорело в двигателе автомобиля, вылетает через выпускной коллектор. Далее движется в систему выхлопа, а тут попадает в катализатор. Происходит реакция окисления и в конце пути в выхлопных газах можно найти в основном азот и углекислый газ. Конечно не кофе с молоком, но всё же. Вообще применение в автомобилях каталитических преобразователей это слаженная работа нескольких компонентов. Очень важны, например, кислородные датчики. Они предоставляют компьютеру автомобиля информацию о химическом составе выхлопных газов. Анализируя эти данные, компьютер настраивает двигатель на требуемый режим работы.  Автомобильные катализаторы в сегодняшнем мире вещь необходимая. Конечно, не всё гладко в технических решениях. К примеру, оптимально работает катализатор в хорошо прогретом состоянии. Чем ближе к двигателю установлен, тем быстрее и лучше прогрев. Но воздействие высоких температур раньше выводит его из строя. Как реагировать производителю? Отодвинешь от двигателя, будет хуже работать. Поставишь близко, быстро выгорит. И это не последняя дилемма, которую предстоит решить спецам. Подобная же причина добавляет «ложку дёгтя» и в работу каталитических преобразователей дизельных двигателей. Дело в том, что дизельный агрегат по своей природе имеет более низкую рабочую температуру, нежели бензиновый двигатель. Есть наработки и в этом направлении. К примеру, использование мочевины. Но это уже технические тонкости, нам они, ни к чему.

Температурный режим это не единственная проблема. Болезнью катализатора выполненного из керамики является его природная хрупкость. Удар о неровность на дороге или выстрел в глушитель у авто с неисправным зажиганием приводит порою к разрушению керамического блока. Так же вредит плохой бензин. Ещё один плюс в пользу европейских нормативов. Желательно и даже, наверное, обязательно менять каталитический нейтрализатор на своём автомобиле каждые 100-120 тыс. км. Как и делают в Европе. Ясное дело – дело затратное. Сейчас можно найти универсальные катализаторы. Они дешевле, но в экологическом плане хуже, чем штатные. Хотя, наши законодательные нормы позволяют их использование. Ваша машина, вам о ней и заботиться. Но если ездить с неисправным катализатором, то в силу некоторых причин выйдет из строя двигатель. Хотя бы даже, потому что керамическая пыль может попасть внутрь двигателя. А бывает так, что нейтрализатор спекается из-за плохого бензина и запирает выхлопной канал.

Попробуем всё же сделать хоть какой-то вывод. О нашем автопроме скромно промолчим. Не о нём сейчас вот и всё. А экология, комфорт и престиж для него это будущее. Возможно. Далее. Владельцы дорогих иномарок. Тоже другая тема. Надо, значит надо. Берут и меняют. Теперь что касается подержанных импортных авто. Начав эксплуатировать которые, мы и приобрели эту головную боль. Штатный каталитический нейтрализатор стоит 400-500 $, плюс установка. Самым оптимальным выходом будет установка универсального катализатора. Стоит он около 120$. Правда ресурс меньше, но цена тоже. Так что выбор есть.

Конечно, можно обойтись и банальным пламегасителем.… Но это уже другая история.